Общий объем платных услуг населению Тульской области за январь-сентябрь составил 51,24 млрд рублей. Это – в приведенных ценах, с учетом темпов инфляции – 98,3% к аналогичному периоду 2015 года. Причем, бытовые услуги в этой сумме составили 5,3 млрд рублей или – 97,8% к данным годовой давности.

Две трети платежей за услуги – оплата жилищно-коммунального сервиса. Здесь суммы регулируются тарифами, которые устанавливают федеральные, областные и муниципальные власти. Они, естественно, растут, поэтому наши расходы на эти цели – тоже. Сэкономить – почти невозможно: даже если удастся снизить потребление света, газа, воды или тепла, этот выигрыш мгновенно «съедается» ростом тарифов.

А вот бытовые услуги – добровольные. И туляки сегодня экономят на походах в парикмахерские, бани и прачечные, к мастерам по ремонту одежды, обуви, мебели, реже «капиталят» свои квартиры и дома. Пожалуй, лишь расходы на ритуальные услуги не снижаются – уровень смертности в области остается стабильно высоким.

Больше всего люди экономят на покупках товаров. Объем розничной торговли за то же время составил 185,9 млрд рублей, или – 94,2% к данным за соответствующий период 2015 года. А вот показатель оптовой торговли вырос на 4,3% и составил за 9 месяцев текущего года 175,6 млрд рублей. Понемногу начинается завод товаров длительного пользования к Новогодним праздникам.

Ушли «в минус» рестораны и кафе. Оборот за январь-сентябрь 2016 года – 4,64 млрд рублей. Или – по 344 рубля в месяц на одного жителя области. Или – отбрасывая младенцев, детей, стариков – где-то по 600-700 рублей в месяц на одного жителя региона в возрасте 15-70 лет. Получается два скромных бизнес-ланча или — один тоже скромный вечер в ресторане без излишеств. Напомним, что туляки в этом плане – вместе с жителями Тамбовской и Костромской областей – самые неприхотливые посетители кафе и ресторанов в масштабах 18-ти регионов ЦФО. Пока мы явно предпочитаем домашние завтраки, обеды, полдники и очень вредные для здоровья ночные перекусы…